Вход авторов



Социально-психологическая характеристика девиантного поведения в подростковом возрасте [744] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Социально-психологическая характеристика девиантного поведения в подростковом возрасте
Номер работы : 744
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социально-психологических особенностей девиантного поведения в подростковом возрасте. 6

1.1 Понятие и сущность девиантного поведения. 6

1.2 Формы девиантного поведения. 8

1.3 Предпосылки и особенности проявления  девиантного поведения в подростковом возрасте. 12

1.4 Содержание психологической поддержки девиантных подростков. 18

Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик девиантного поведения в подростковом возрасте. 23

2.1 Организация и методы исследования. 23

2.2 Результаты исследования и их обсуждение. 42

2.3 Практические рекомендации по организации психологической поддержки девиантных подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения. 49

Заключение. 58

Список литературы.. 61

Приложение. 65

Введение

Введение

Проблемы отклоняющегося поведения несовершеннолетних в силу специфики данного возраста всегда являлись предметом внимания психолого-педагогической науки и практики, государственных организаций и широкого круга общественности. Сегодня в условиях социально-экономического кризиса в России усугубляется и социальное расслоение общества, увеличивается «расстояние» между людьми, имеющими разный социальный статус, что, безусловно, оказывает негативное влияние на несовершеннолетних, сказывается на условиях социализации различных групп детей, их поведении, которое часто характеризуется девиациями. Так, по данным материалов парламентских слушаний «Повышение эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних: перспективы законодательного регулирования» на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит более 330 тыс. подростков, из них 83 % – учащиеся школ и других учебных заведений. За различные правонарушения в органы внутренних дел доставлено 518,6 тыс. школьников, в том числе 77 тыс. – за употребление спиртных напитков и около 8 тыс. – за употребление наркотиков[48, стр. 12].

Психологическая поддержка разных категорий учащихся, в том числе и с отклоняющимся поведением, разрабатывается преимущественно в рамках психологического сопровождения субъектов учебно-воспитательного процесса (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова, М.М. Семаго и др.). Основным направлением психологической помощи девиантным подросткам выступает, прежде всего, работа по профилактике и коррекции девиантного поведения, направленная на самого подростка (С.А. Беличева, Е.Д. Змановская, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Р.В. Овчарова, Л.М. Семенюк, Л.Б. Шнейдер и др.). Основой такой работы может стать личностно-ориентированный подход, широко развиваемый в отечественной науке и практике на позициях гуманизации пространства детства и индивидуализации психолого-педагогического воздействия (А.Г. Асмолов, И.Б. Котова, В.А. Петровский, Н.Ю. Синягина, И.С. Якиманская) [29, стр. 38].

Исследования в области педагогической психологии свидетельствуют о том, что большинство педагогов и специалистов средних общеобразовательных учреждений испытывают значительные трудности в подборе методов, подходов и технологий работы с учащимися с отклоняющимся поведением. Так, по данным исследований, большинство педагогов теряются и не знают как реагировать на неординарное или неадекватное поведение учащихся, отмечают отсутствие умений и навыков реальной практической работы с ними, наличие проблем с их семьями, ситуаций непонимания, неумение найти быстрое и правильное решение. Поэтому необходимым направлением работы должна выступать помощь педагогам (концепции помощи педагогам в своих работах освещают М.Ю. Кондратьев, А.В. Микляева, Э.Ш. Натанзон, П.В. Румянцева, М.И. Плугина, Н.Ю. Синягина и др.).

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: социально-психологическое..................................
Заключение

1. В современной психологии девиантное поведение рассматривают как поступки, действия индивида, выражающиеся в относительно устойчивых и массовых формах деятельности, не соответствующие ожиданиям и нормам, фактически сложившимся или официально установленным в данном обществе (Должанская Н.А., Драгун Г.Н., Личко А.Е.). Девиантное поведение разделяют на позитивное – служащее прогрессу общества и негативное – нарушающее устои общества и тормозящее развитие. Однако, обычно термин используется в негативном смысле.

2. Появление девиантов в подростковом возрасте, в определенной мере связано с эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям, бурными аффективными реакциями, неадекватным поведением определенной части подростков. Что пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков – 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет. К старшему подростковому возрасту фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, аффективные вспышки сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, появляется склонность к самоанализу и рефлексии. Но появление склонности к наркомании обычно бывает трудно прогнозируемым и зависящим от многих социальных и психологических условий.

3. В современных психологических исследованиях принято выделение четырех основных типов девиантного поведения подростков (А.Г.Амбрумова, А.Я.Жезлева, С.А. Беличева): антидисциплинарное;  антисоциальное (антиобщественное), делинквентное (противоправное) и аутоагрессивное.  

         4. В ходе  проведенного эмпирического исследования выделены...............................
Список литературы

1.           Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб, 2008. – 400с.

2.           Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. – М. Акад. МВД РФ. 1992.

3.           Ахияров К.Ш., Юричка Ю.И. Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости школьников. – Уфа, 2012.

4.           Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 1999. - 528 с.

5.           Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994 .

6.           Воспитательная работа с педагогически запущенными подростками в школе, семье и по месту жительства / Автор-составитель А.С. Новоселова. – Самара, 1995.

7.           Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. Мухина В.С., Хвостов А.А. – М.: Владос. - 1999. - 624 с.

8.           Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень Защиты Прав Ребенка. – СПб., 2004.

9.           Девиантное поведение подростков как следствие переживания-преодоления критических ситуаций.// Практическая психология, 2001.- Екатеринбург, 2011. с.73-75.

10.      Двойменный И.В. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // Социологические исследования. 2004. № 8-9.

11.      Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.

12.      Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Владос.-2009.-280 с.

13.      Евдокимова Т.Г. Некоторые подходы к изучению природы отклоняющегося поведения// Социально-гуманитарные знания. – Уфа, 2008. – № 7.

14.      Евдокимова Т.Г. Формы девиации у подростков: социологический аспект / Т.Г. Евдокимова // Молодежь, образование, наука: Материалы межвузовской научной конференции аспирантов и молодых ученых (март 2006 г.) – Уфа: Восточный университет, 2006.

15.      Иванов Н.Я., Личко А.Я. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. Методическое пособие. Серия: Выпуск 10. М.: "Фолиум", 1995, 64 с.,

16.      Кле М. Психология подростка. – М.: Педагогика.-1991.- 120 с.

17.      Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – СПб: Речь, 2004.- 464с.

18.      Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.

19.      Ковалев В.В. Патология личности и девиантное поведение // Руководство по психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М. 1988.

20.      Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 2011.

21.      Кулаков В.С. Органические психопатии в период пубертатного криза и их отграничение от непатологических девиаций личности. – М., 1987.

22.      Куницына В. Н. Восприятие подростками других людей и себя. – Л.: ЛГУ. - 1972. – 180 с.

23.      Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

24.      Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М. Педагогика, 1988.

25.      Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Ростов н/Д., 1997.

26.      Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.

27.      Лебединская К. С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.: Педагогика. – 1988. – 165 с.

28.      Майерс Д. Социальная психология. – СПб: Питер, 1997.

29.      Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Майсак Надежда Васильевна. – М., 2001. -  213 c. - РГБ ОД, 61:02-19/187-8.

30.      Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков // Вопросы психологии. 1988. № 3.

31.      Миронова, М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно-методическое пособие / М.Н.Миронова, Е.Г.Заверткина. – Ярославль:Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – 112 с.

32.      Пирожков В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 2.

33.      Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 2013. № 1.

34.      Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. - М.: «Аст-Пресс». - 2000.- 432 с.

35.      Психология подростка. Под ред. Фролова Ю.И. Хрестоматия. - М.: КСП. - 1996. – 400 с.

36.      Психология современного подростка/Под ред. Д. И Фельдштейна. - М.: Педагогика. – 1987.

37.      Профилактика наркомании и токсокомании среди детей и молодежи / Ред. колл. Г.В. Куприянова, Т.Э. Петрова, В.В. Фещенко и др. М., 2004.

38.      Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции.-  М: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.

39.      Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 1998 - 672 с.

40.      Райфшнайдер Т.Ю. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с девиантынм поведением/ Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования». – Кисловодск, 2006. – С. 21-23.

41.      Саморазрушающее поведение у подростков. Ред. A.Е. Личко, Ю.В. Попов. - Л.: изд. инст. им. Бехтерева, 1991.

42.      Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУ. – 1992. – 58 с.

43.      Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности / Научный ред. А.А. Деркач. – М., 1996.

44.      Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер.-2000.-624 с.

45.      Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс. – 1987.- 420 с.

46.      Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – М.: «Флинта». - 1998. - 96 с.

47.      Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.

48.      Смирнов С.В. Проблемы детской безнадзорности в РФ. Социально-политические последствия и современные технологии / Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ, №14, 2003.

49.      Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1993.

50.      Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1998.

51.      Такмакова М.В. Девиантное поведение у детей подросткового возраста и психологические причины его формирования// Психологический журнал, 2001.- №4

52.      Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - № 2.- 2013. - С.56-59.

53.      Шевчук В.Ф. Нормативное и отклоняющееся поведение. Социально-психологический аспект. – Ярославль, 1992.

54.      Фелинская Н.И., Гурьева В.А. Соотношение биологических и социальных факторов в этиопатогенезе психопатий у подростков// Соотношение биологического и социального в человеке. – М., 1995.

55.      Юрков О.Ю. Личностно – психологические особенности подростков с нарушением социальных норм поведения//Вестник университета (Государственный университет управления) – М., 2006. - № 8 (22).

ЦЕНА РАБОТЫ: 3900 рублей
Страниц - 77; Год - 2013 год; Количество приложений - 3;
:

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе