Актуальность курсовой работы.
Различные аспекты нарушений поведения и развития личности в подростковом возрасте, являясь предметом изучения многих научных дисциплин (медицины, педагогики, социологии, криминологии и др.), представляют особый интерес в клинической психологии.
В многочисленных исследованиях используются различные теоретические и методологические подходы, концепции и модели, объясняющие причины возникновения и развития нарушенного поведения. В работах отечественных и зарубежных авторов придается большое значение как биологическим, так и социальным детерминантам поведения, подчеркивается необходимость определения системообразующих факторов нарушений поведения.
Одной из психологических составляющих подобных моделей поведения нередко является агрессивность, разрушительный характер которой проявляется в феномене деструктивного поведения. Первую попытку понять психологический смысл деструктивности предприняла отечественный автор С.Н. Шпильрейн в 1912 г. Ее понятие деструктивности как "инстинктаразрушения" предвосхитило появление "tana-tos" S. Freud. Поведение, направленное на разрушение целостности единой физиологической и психологической структуры индивида, приводящее к дисфункциям личности, а в дальнейшем и к социальной дезадаптации, рассматривалось в работах отечественных и зарубежных авторов как саморазрушающее, ау-тодеструктивное, self-destructive.
Объект курсовой работы.
Дети подросткового возраста с присущим выраженным деструктивным поведением.
Предмет курсовой работы.
Структура личности, особенности поведения, особенности психической адаптации (основные факторы, психологические механизмы и специфические проявления), их диагностика и предупреждение у подростков с нарушенным поведением в сравнении с контрольной группой подростков.
Целью настоящего исследования является выявление клинико-психологических механизмов формирования деструктивного поведения у подростков с дисгармонией развития, анализ ведущих симптомокомплексов, лежащих в его основе, а также дифференциация поведенческих реакций с учетом личностных, поведенческих и социально-психологических факторов и на основании этого анализ существующих методов диагностики и профилактики.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) Изучение особенностей социометрических характеристик и специфики актуальной деятельности подростков.
2) Выявление особенностей характеристик в комплексном клинико-психологическом исследовании личностных черт, самооценки, особенностей мотивационно-потребностной сферы, поведенческих реакций, уровней психической адаптации подростков.
3) Изучение особенностей социометрических характеристик и специфики актуальной деятельности беспризорных подростков.
4) Выявление особенностей характеристик в комплексном клинико-психологическом исследовании личностных черт, самооценки, особенностей мотивационно-потребностной сферы, поведенческих реакций, уровней психической адаптации беспризорных подростков.
5) Дифференциация социальных, социально-психологических, психологических и индивидуально-типологических взаимодействий в структуре личности подростков с нарушенным поведением и психической дезадаптацией.
6) Дифференциация и типология форм деструктивного поведения с их прогностической оценкой на основе комплексного клинико-психологического анализа.