Во второй половине XIX в. во многих странах мира особую остроту приобрела проблема воспитания и образования женщин, а также их участия в различных видах телесно-двигательной практики. Среди разнообразных мотивов и соображений наиболее весомым являлся экономический фактор - желание максимально поднять производительность народного (в том числе и женского) труда путем широкого распространения разного рода технических и профессиональных знаний и навыков.
Не менее важным был и политический аспект женского воспитания: в этот период широко распространилось мнение, что даже если женщины и не имеют политического статуса, они все-таки могут серьезно влиять на политические взгляды и деятельность своих мужей и детей. Это влияние, считали наиболее прогрессивные общественные деятели во всех странах Западной Европы, Америки и России, будет, конечно, отрицательным, если женщины значительно уступают мужчинам в образовании или остаются совсем без него. Российская периодическая печать уже в 60-е гг. XIX в. начала активно поддерживать борьбу женщин за право получать достойное образование. Журналы общественно-педагогической направленности, такие, как "Вестник воспитания", "Педагогический сборник", позже "Педагогический листок санкт-петербургских женских гимназий", "Женское образование", "Образование", много сделали для изменения мнения общества, в большинстве своем предосудительно относившегося к вопросам женского образования вообще и физического воспитания в частности.
До настоящего времени в отечественной историографии нет обстоятельных исследований, посвященных истории формирования педагогических основ физической активности женщин. Отдельные аспекты вышеперечисленных проблем рассматривались в работах Л.Ш. Апциаури (1990, 2000), Н.А. Анашкиной (1996, 1998), И.М. Быховской (1993, 1999), Е.А. Истягиной-Елисеевой (1998, 2000, 2003), Н.А. Карпушко (1982, 1991), Л.И. Лубышевой (1999, 2001), В.Е. Петраковой (2001), Н.И. Резановой (2000), Т.С. Соболевой (1999, 2000), В.В. Столбова (2001), А.Б. Суника (2001) и др.
Все вышесказанное говорит об актуальности выбранной темы исследования.