Ни одна из наук, изучающих человека и его деятельность, не может обойтись без исследования его психики. А в связи с психикой — без исследования сознания. Сознание же можно понять только в соотношении с бессознательным. Проблема соотношения сознания и бессознательного привлекает внимание ученых в самых различных областях знания, таких как философия, психология, психиатрия, нейрофизиология, но несмотря на это вопрос о соотношении сознания и бессознательного по-прежнему остается открытым. По-прежнему остаются нечеткими определения сознания и бессознательного как психических реальностей, их место и роль в человеческой деятельности.
Проблема сознания и бессознательного приобретает нынче и особую практическую значимость, поскольку глубоко уходит в область повседневной жизни. Мы живем во времени, которое очень точно определено как время информационного взрыва. Именно наше время — время информационного взрыва предъявляет особенно большие требования к психике человека. Информационные процессы в повседневной жизни общества требуют от сознания человека небывалой стойкости и выносливости.
Чтобы устранить отрицательное постороннее влияние, а это влияние воплощается прежде всего в попытках манипулировать сознанием человека, в навязывании ему безнравственных норм и принципов поведения, необходимо знание и понимание основных психических состояний человека.
Знание такого рода кроме того, что оно способствует выработке умения противостоять духовному насилию, помогает овладевать жизненным тонусом, что имеет немаловажное значение сегодня, когда рост интенсивности нервно-психической деятельности человека требует от него небывало высокого уровня пластичности и адаптивности.
Совершенно очевидно, что познание психологических механизмов управления поведением возможно лишь на пути исследования психического, его специфических черт, сущностных характеристик, наибольшую значимость их которых представляют сознание и бессознательное.