Вход авторов



Социальные представления подростков о проблемах наркомании и алкоголизма [748] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Социальные представления подростков о проблемах наркомании и алкоголизма
Номер работы : 748
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.     Глава 1. Факторы, влияющие на восприятие подростками проблемы болезненных зависимостей и формирование образа химически зависимых людей…………………….……………………………………………………..6

1.1   Понятие образов, их представления в сознании людей и возможности их изучения.

1.2   Современное состояние проблемы наркомании и алкоголизма в подростковом возрасте, как фактор, влияющий на формирование образа химически зависимых людей.

1.3   Представления подростка как идеаторная основа его поведения

2.     Глава 2 . Экспериментальное исследование представлений младших и старших подростков об образе химически зависимых людей……………34

2.1   Методы и процедура исследования.

2.2   Анализ результатов исследования.

2.3   Интерпретиция результатов исследования.

Приложение 1………………………………………………………………..…63

Приложение 2…………………………………………………………………..65

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Государству и обществу нашей страны в настоящее время приходится решать многие проблемы, связанные с будущим благополучием России. Одной из системообразующих проблем этого направления является выработка линии воспитания подрастающего поколения, построения эффективной молодёжной политики. На наш взгляд, ключевым в этой проблеме является вопрос: «Как остановить поток подростковой преступности, наркомании, употребления алкогольных напитков и других психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними?» Все эти негативные явления взаимосвязаны и вытекают из общего состояния экономики, социальной политики, нравственности и идеологии в стране. Это состояние отражается в представлениях подростков об окружающей их действительности. Эти представления определяют жизнедеятельность представителей этой большой социальной группы, их потребности, отношения, мировоззрение и т.д.

Меры профилактики упомянутых негативных явлений остаются малоэффективными из-за несоответствия её принципов, содержания и направленности содержанию представлений, установившихся внутри рассматриваемой возрастной группы. Результатом этого несоответствия является путаница, непонимание, неверие в умах подростков и тенденция к отвержению воспитательных воздействий вообще. Это в свою очередь ведёт к новому витку деструктивного развития представлений подростков о сложных проблемах современной жизни.

Одной из таких проблем является проблема химических зависимостей. Мы считаем, что наиболее деструктивными и неадекватными являются  представления подростков именно об этой проблеме, вообще, и об образе химически зависимых людей, в частности. И именно с этим связаны, в наибольшей степени, возникновение и углубление биологического, поведенческого и социального неблагополучия подростка.

Целью данного исследования является выявление содержания представлений подростков, а также факторов, которые обусловливают именно это конкретное содержание. Эти знания являются важными и актуальными потому, что без них невозможно разработать эффективную программу профилактики, которая, по сути, является коррекцией представлений, и сообщает содержащимся в них образам адекватное направление развития.

Исходя из этого, мы составили следующую программу исследования.

Объект исследования - подростки двух возрастных групп:

1)     10-13 лет;

2)     14-17 лет.

Предмет исследования – социальные...........................................
Заключение

В результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Действительно, социальные представления о наркомании и алкоголизме у младших подростков отличаются большей конкретностью и категоричностью, чем у старших.

Главная трудность, с которой мы столкнулись в данной работе, состоит в недостаточной определенности той проблемы, с которой связаны исследуемые нами представления (этот факт и непосредственно предстал перед нами, и был отмечен в соответствующей литературе [39, 6]). Нам, по ходу исследования, пришлось доопределять проблему отношений подростков к ПАВ, чтобы знать, как оценивать представления подростков об образе людей, имеющих зависимость от этих веществ. Мы встали перед необходимостью определения точек отсчёта при оценке изучаемого образа, а также критериев этой оценки.   Поэтому наше исследование в определенной степени можно считать пилотажным.

Профилактические меры, направленные против негативных явлений, связанных с употреблением ПАВ, при неясном определении предмета, против которого они направлены, способствуют возникновению некорректных и неадекватных представлений об этом предмете. В представлениях подростков о проблемах наркомании и алкоголизма это выражается в некорректной расстановке акцентов: центральной и системообразующей здесь  является идея о «разумном» отношении к ПАВ,  а здоровая и успешная жизнь здесь является лишь следствием этого «разумного» отношения.

В связи с этим хочется отметить, что проблема употребления ПАВ, проблема алкоголизма и наркомании, а также связанные с этими проблемами представления подростков о химически зависимых людях, всё это нуждается в дальнейшем изучении. А в качестве рекомендации, вытекающей из нашего исследования, можно предложить следующее: при создании профилактических программ необходимо контролировать и задавать их направленность на формирование представлений подрастающего поколения о проблемах наркомании и алкоголизма, в котором ядром была бы идея о необходимости и безусловной ценности самопознания, саморазвития и самореализации. Главным и основополагающим направлением профилактики употребления подростками психоактивных веществ нужно сделать формирование у них паттернов активности в этих трёх областях жизнедеятельности человека. При этом образ химически зависимых людей в представлениях подростков должен обладать прямо противоположными этому характеристиками. Отношение же к ПАВ должно представляться лишь как показатель (один из показателей), а не причина успешности (активности) или неуспешности (пассивности) жизнедеятельности.

Иначе говоря, нужно культивировать новую моду, новый стиль взаимодействия с окружающим миром. Нужно создавать новую культуру личности.

В эпоху «культуры хиппи» зародилась мода на «расширенное сознание» (как результат употребления «лёгких» наркотиков), что способствовало формированию соответствующего стиля взаимодействия личности с миром – перманентное «познание любви» ко всему, что её окружает. При этом личность стремилась к ощущению себя частью мира. Основной характеристикой такой личности являлась благостная пассивность, а её жизнь была сравнима с жизнью растения (не случайно образное определение хиппи – люди-цветы). Для того времени, очевидно..............................................
Список литературы

1.     Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности. // Вопросы психологии. 2012. №3. С. 144 – 150.

2.     Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2002.

3.     Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. – М.: Наука, 1978.

4.     Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. – Москва, 2012.

5.     Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева О.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях // Введение в практическую социальную психологию. – Москва, 1995.

6.     Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. – Казань: Издательство КГУ, 1989.

7.     Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.

8.     Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. – Минск, 1987.

9.     Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, 1994.

10. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании. М.: Сфера, 2002.

11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. 2012. №3. С.43-52.

12. Гульдман В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток-наркоман и его окружение // Вопросы психологии. 2013. №2. С. 44-48.

13. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни, счастье, мораль. М., 1981.

14. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. – М., 1987.

15. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100 вопросов и ответов. М.: Советская Россия, 1988.

16. Дубин Б.В., Толстых А.В. Слухи как социально-психологический феномен. // Вопросы психологии. 1993. №3. С. 77-80.

17. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании больших групп населения. // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 87-99.

18. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – Москва: Норма, 2000.

19. Задачи по достижению здоровья для всех: Европейская политика здравоохранения. – Пересмотренное издание. – Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1991.

20. Ковалев В.В. Психогенные характерологические и патохарактерологические реакции у детей и подростков. – В кн.: Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. – М., 1973.

21. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании. – М.: Просвещение, 1987.

22. Климова С.Г. Компания пьяных подростков. // Вопросы психологии. 2012. №4. С. 31-35.

23. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: Деан, 1998.

24. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

25. Короленко Ц.П., Завьялов В.Ю. Личность и алкоголь. Новосибирск: Наука, 1988.

26. Курек Н.С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания наркоманией у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений. // Вопросы наркологии. 1993. №1. С. 66-71.

27. Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология и профилактика ранней наркомании. – Самара, 1996.

28. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л.: Медицина, 1991.

29. Личко А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков. – В кн.: Патологические нарушения поведения у подростков. Л., 1973.

30. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Ленинград: Медицина, 1983.

31. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.42. – М., 1972.

32. Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л., 1977.

33. Наркотизм в Рязанской области: общесоциальные, медицинские и правовые проблемы. (Материалы областной научно-практической конференции 7 октября 2001г.) Рязань: Пресса, 2002.

34. Немов Р.С. Психология. Книга 2. – Москва: Просвещение, 1994.

35. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – С.-Петербург: Питер, 2000.

36. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.

37. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.

38. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. – М.: Сфера, 2002.

39. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2000.

40. Психология: Словарь / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

41. Романова О.Л., Иванникова И.В. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания. //Вопросы психологии. 1993.№2. С.47-52.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2005. практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

43. Сидоренков А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России. //Вопросы психологии. 2000. №5. С.48-55.

44. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Под ред. С.Ю. Циркина. С-Петербург, 2000.

45. Сыренский В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке. – СПб.: Макет, 1997.

46. Ураков И.Г., Кошкина Е.А., Дробышева В.Я. Антиалкогольная политика и ее результаты в странах мира на современном этапе //Вопросы психологии. 1990. №2.

47. Фромм Э. Из плена иллюзий. – В кн.: Душа человека. – М.: АСТ, 1998.

48. Хегай Л. Психология и зло. / Хрестоматия по глубинной психологии. - М., 1996.

49. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 1994.

50. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.

ЦЕНА РАБОТЫ: 5900 рублей
Страниц - 65; Год - 2013 год; Количество приложений - 2;
:

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе