Вход авторов



Поиск готовых работ на сайте

Взаимосвязь между уровнями развитием логического и метафорического мышления у детей младшего школьного возраста [102] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Взаимосвязь между уровнями развитием логического и метафорического мышления у детей младшего школьного возраста
Номер работы : 102
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение    ----------------------------------------------------------------------------------2

Глава 1 Понятие о мышлении и его особенностях в младшем школьном возрасте

1.1. Общие основы психологии мышления  -------------------------------------- --5

1.2. Формирование мышления у детей младшего школьного возраста  ---- -10

1.3. Формирование логического мышления у младших школьников -------- 26

1.3. Приёмы развития логического мышления ------------------------------------ 36

1.4. Роль метафоры в познании --------------------------------------------------------44

1.5. Развитие метафорического мышления у детей младшего школьного возраст    ------------------------------------------------------------------------------------48

1.6. Развитие понимания метафор и идиом у детей --------------------------------50

1.7. Логическое и метафорическое мышление как проявление функциональной ассиметрии головного мозга -------------------------------------51

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи развития метафорического и логического мышления

2.1. Организация исследования --------------------------------------------------------65

2.2. Результаты исследования логического мышления ---------------------------71

2.3. Результаты исследования метафорического мышления   -------------------76

2.4. Исследование взаимосвязи логического и метафорического мышления-83

Заключение -------------------------------------------------------------------------------88

Литература --------------------------------------------------------------------------------93

Введение

Мышление - верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.

                                                                                                                Аристотель

Мышление является формой человеческого познания. В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях» Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А.А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это «обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира». В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте - памяти.[42] Какая же сторона умственного развития обеспечивает дальнейшее совершенствование психики ребёнка в младшем школьном возрасте?

Психологические исследования показывают, что в этот период главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. Причём мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию логического мышления в доступных учащимся этого возраста формах. Процесс понимания и порождения метафор у детей вызывает интерес потому, что метафора выполняет в языке познавательную функцию, а также выступает как средство создания образности речи и конструирования новых смыслов. Мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Благодаря развитию нового уровня мышления, происходит перестройка всех остальных психических процессов, т. е. по словам Д. Б. Эльконина «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим». Поэтому именно перестройка всей познавательной сферы в связи с развитием теоретического на основе метафорического мышления составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте. Как показывают многочисленные исследования учёных, в том числе Л. С. Выготского, развитие логического мышления, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста важнейших новообразований: рефлексии, которая преображает не только познавательную деятельность учащихся, но и характер их отношения к окружающим людям и самим себе, произвольности и способности к саморегуляции. Уровень сформированности мышления служит показателем умственного развития ребёнка. По мнению Л. В. Занкова такими показателями служат:

Заключение

Исследуя развитие логического и метафорического мышления у младших школьников мы установили взаимосвязь уровней их развития. Для этого мы обратились к работам, исследующим проблемы развития логического и метафорического мышления Л.С.Выготского, Ж.Пиаже, К.И.Алексеева, А.Р.Лурии, А.Л.Никифорова, С.Б.Крымского, А.Ю.Бабайцева, М.Доналдсон и других отечественных и зарубежных психологов. От доминирования наглядно действенного и элементарного образного мышления и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж.Пиаже и Л.С.Выготского, с доминированием дооперационного мышления, а конец - с преобладанием операционного мышления в понятиях.  Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи, как средства мышления; соединение и взаимообагощяющее  влияние друг на друга всех видов мышления: метафорического (образного) и логического. Ко всему сказанному следует добавить умение мыслить образами, понимать переносный смысл, рассуждать логически и пользоваться понятиями. Мыслительная деятельность, как и любая  другая  деятельность,  является цепочкой  различных  упорядоченных  действий,  в  данном  случае  ими  будут являться  познавательные  процессы  и  операции  протекающие   внутри   этих процессов. Мышление - это анализ,  синтез,  обобщение  условий  и  требований  решаемой задачи и способов её решения.

 Мыслительная  деятельность  -  это  тесная  связь   между   чувственным
Список литературы

1 Асеев В.Г. Возрастная психология: Иркутск 1999.- 307с.

2 Акимова М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: Обнинск 2003.- 98с.

3 Абульханова- Славская К.А. Когнетивная психология: Москва 1986.- 348с.

4 Автономова Н.С. Метафорика и понимание: Москва 1991.-113с.

5 Алексеев К.И. Вопросы психологии: Москва 1996.- 289с.

6 Андреев И.Д. Диалектическая логика: Москва 1985.- 318с.

7 Арутюнова Н.Д. Русский язык: Энциклопедия: Москва «Дрофа» 1998.- 236с.

8 Артюнова Н.Д. Теория метафоры: Москва, Прогресс 1990.- 132с.

9 Божович Д.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Москва 1968г.- 468с.

10 Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Москва «Наука» 1979.- 289с.

11 Бессонова О.М. Методологический анализ современных теорий метафоры: Новосибирск «Наука» 1986.-243с.

12 Бикертон Д. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.- 306с.

13 Блэк М. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.-172с.

14 Валлон А. Психическое развитие ребёнка. Пер. с франц.: Москва «Просвещение» 1967.- 437с.

15 Веккер Л.М. Психические процессы : Ленинград Изд-во ЛГУ 1974 .- 375с.

16 Вертгеймер М. Возрастная и педагогическая психология: Москва 2004- 453с..

17 ВыготскийЛ.С. История развития высших психическихфункций. Собр. соч.: Москва «Педагогика» 1983.-645с.

18 Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т.2: Москва «Педагогика» 1982.- 368с.

19 Выготский Л.С. Педагогическая психология: Москва «Педагогика» 1991.- 480с.

20 Вольф Е.М. Метафора и оценка: Москва «наука» 1988.- 504с.

21 Гальперин П.Я. Вопросы психологии: Москва 1969.-586с.

22 Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Москва 1978.- 118с.

23 Гак В.Г. Метафора в языке и тексте: Москва «Наука» 1988.- 56с.

24 Гурова Л.Л. Вопросы психологии: Москва 1969г.

25 Гудмен Н. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.- 200с.

26 Гусев С.С. Метафора – средство связи различных компонентов языка науки: Москва 1978.- 151с.

27 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Москва «Педагогика» 1972.- 273с.

28 Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: Москва 2003.- 186с.

29 Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: Москва 1973.- 375с.

30 Давыдова В.В. Психическое развитие младших школьников: Москва 1990.- 275с.

31 Давыдова В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника: Москва 1994.- 308с.

32 Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. Пер. с англ.: Москва 2005г.

33 Добжинская Т. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.- 492с.

34 Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Москва «Педагогика» 1985.- 192с.

35 Дэвидсон Д. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.- 193с.

36 Запоржец А.В. Психическое развитие ребёнка. Избр. психол. труды в 2-х томах. Т-1: Москва «Педагогика» 1986.- 436с.

37 Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников: Москва «Просвещение» 1994.- 279с.

38 Зеньковский В.В. Психология детства: Екатеринбург 2005.- 321с.

39 Зверова М.В. Развитие младших школьников: Москва 1993.- 156с.

40 Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей: Москва 2001.-167с.

41 Иванов А.В. Сознание и мышление: Москва Изд-во МГУ 1994.- 130с.

42 Кабанова-Меллер Е.П.  Формирование приёмов умственной деятельности и умственное развитие учащихся: Москва «Просвещение» 1968.- 237с.

43 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости: Москва 1981.- 206с.

44 Кассирер Э. Сила метафоры: Москва «Прогресс»1990.- 33с.

45 Кикоин Е.И. Младший школьник:  Москва 2003.- 245с.

46 Крейг Г. Психология развития: Питер 2000.-356с.

47 Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст: Москва 1971.- 195с.

48 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: Москва 2003.- 321с.

49 Лакофф Дж. Метафоры, которыми мы живём: Москва «Прогресс» 1990.- 162с.

50 Левин С. Теория метафоры: Москва «Прогресс» 1990.- 357с.

 51 Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Москва 1990. - 170с.

52 Лурия А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребёнка: Москва 1956.- 361с.

53 Маркова А.К. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном возрасте: Петразоводск 2002.- 209с.

54 Мухина В.С. Возрастная психология: Москва 2007.- 387с.

55 Мухина В.С. Детская психология: Москва «Просвещение» 1985.- 368с.

56 Немов Р.С. Психология: Учебник том2 Москва «Владос» 2000.- 496с.

57 Норка Д. Использование метафор: Москва 1998.- 215с.

58 Опарина Е.О. Метафора в языке и тексте: Москва «Наука»1988.- 95с.

58 Осокина С.А. Процессуальная модель образования метафоры:  Барнаул 2003.- 99с.

59 Обухова Л.Ф. Детская псхология: Москва «Тривола» 1996.- 349с.

60 Ожегов С.И. Словарь русского языка: Екатеринбург «Урал-Советы» 1994. – 800с.

61 Пиаже Ж. И. Избранные психологические труды. Пер. с франц.: Москва «Педагогика» 2001.- 469с.

62 Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка: перевод В.А.Лукова - Москва «Педагогика-Пресс» 1999.- 528с.

63 Петров В.В. Понимание метафор: Метафора в языке и тексте - Москва «Наука» 1988.- 169с.

64 Поддьяков Н.Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности: Душанбе «Дониш» 1974.- 218с.

65 Полозова И.В. Онтологические основы метафоры: Москва 2003- 142с..

66 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования: Москва 1958.- 548с.

67 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Москва «Педагогика» 2004.- 368с.

69 Рикер П. Живая метафора: Москва «Прогресс» 1990.- 153с.

70 Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение: Москва «Прогресс» 1990.- 165с.

71 Слободчиков В.И. Психология человека: Москва «Школа-Пресс» 1995.- 341с.

72 Соколов А.Н. внутренняя речь и мышление: Москва «Просвещение» 1968.- 217с.

73Старовойтенко Е.Б. Современная психология: Москва 2001.- 365с.

74 Сибиряков И.В. Метафора: Челябинск 2005.- 142с.

75 Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка: Санкт-питербург 1993.- 150с.

76 Талызина И.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Москва 2003г- 142с.

77 Тихомиров О.К. Психология мышления: Москва Изд-во МГУ 1984.- 387с.

78 Тарасов О.В. Соотношение метафоры и науки: Уфа 2005.- 164с.

79 Телия В.Н. Метафора как модель смыслопроизводства и её экспрессивно-оценочная функия: Москва «Наука» 1988.- 52с.

80 Томашевский Б.В. Метафора: Москва 1996.- 334с.

81 Черкасова Е.Т. О метафорическом употреблении слов: Москва Изд-во СССР 1959.- 97с.

82 Шахнарович А.М. Метафора в языке и тексте: Москва «Наука» 1988.- 163с.

83  Эльконин Д.Б. Психолоия обучения младшего школьника: Москва 2001.276с.

84Якиманская И.С. Образное мышление и его место в обучении: Москва 1988.- 276с.

85 Якиманская И.С. Развивающее обучение: Москва 2005.- 145с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 3900 рублей
Страниц - 98; Год - 2010 год; - ;
Примечания: Проведено эмпирическое исследование по теме работы

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе