Вход авторов



Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями средствами игровой деятельности [648] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями средствами игровой деятельности
Номер работы : 648
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………..……………………………………………..... 3

Глава 1. Игровая деятельность как основа развития

коммуникации  детей с ограниченными возможностями ……………..… 12

1. 1. Игра в учебно-воспитательном процессе ……………………….….… 12

1. 2. Психолого-педагогические возможности

        игротерапии при работе с детьми

         с ограниченными возможностями …………………………………...…. 20

1. 3. Развитие навыков общения у детей

        с ограниченными возможностями в игре …………………………….... 29

1.    4. Экспериментальные исследования развития      

          коммуникативных навыков детей с ограниченными

          возможностями в игровой деятельности…………….…………….… 37

Глава 2. Методические рекомендации по организации

игры для развития коммуникации детей с ограниченными

возможностями ………………………………………………………………………..... 47

2. 1. Принципы формирования игровой деятельности у детей

         с ограниченными возможностями ……………………………………... 47

2. 2. Комплекс коррекционно-развивающих игровых занятий

             для развития коммуникации детей с ограниченными

             возможностями в условиях работы Муниципального

             образовательного учреждения «Специальная

             (коррекционная) общеобразовательная школа №10

             V вида г. Рязани» ……………………………………….………….……… 62

Заключение ……………………………………………………………….……….…..… 81

Список литературы …………………….……………………………………….…...... 83

Приложение …………………….……………………………………….…................... 91

Введение

В нашей стране вся организация жизнедеятельности человека практически не ориентирована на равноправие слышащего и глухонемого, видящего и слепого, мобильного и обездвиженного, имеющего ограниченные двигательные возможности человека. Господствует тенденция к социальной и психологической изоляции людей с ограниченными возможностями.

В последние годы все активнее рассматривается вопрос о равноправной совместной деятельности инвалида с прочими членами, общества, но такие попытки пока слабо подкреплены материально – технически, концептуально и юридически.

Всем людям без исключения необходимо общение. Но для детей – инвалидов оно важно втройне. Научные исследования показали, что при попытках интеграции в среду сверстников для ребенка – инвалида неразделимыми проблемами являются:

·        отсутствие навыков общения в данной среде;

·        несформированность потребности в таком общении;

·        неадекватная самооценка;

·        негативное восприятие окружающих людей;

·        гипертрофированный эгоцентризм;

·        склонность к социальному иждивенчеству.

Наиболее стандартные для жизнедеятельности ребенка–инвалида ситуации вовсе не предусматривают его широкого контакта со средой здоровых сверстников. При тяжелых нарушениях его преобладающее социальное окружение – члены семьи, медперсонал, социальные работник
..............................................
Заключение

Итак, главное, что хотелось бы подчеркнуть. Игра – ключевой фактор в развитии ребенка. Игра дарит радость. Сущность игры многозначна; она способствует общему развитию личности в различных аспектах. Игровая деятельность заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направлена на познание окружающей действительности, усвоение социальных связей и отношений.

Развитие игровой деятельности тесно связано с развитием коммуникации. Более того – сама игра и является для детей средством коммуникации, следовательно, для развития коммуникативных навыков детям по большому счету нужно предоставлять больше игровых моментов.

Дети с ограниченными возможностями не общаются, как другие дети. Они нуждаются в обучении стратегиям общения. Игра - наиболее эффективный путь для развития социального взаимодействия и коммуникации детей с ограниченными возможностями. Игровая деятельность включает взаимодействие между двумя и более людьми. Игру легче начинать как взаимодействие между одним ребенком и одним взрослым, затем необходимо помочь 2-м детям установить контакт и взаимодействие между собой, и, наконец, с помощью игры объединить детей в группу таким образом, чтобы у них возникло ощущение связанности друг с другом. При этом роль взрослого в процессе игры должна постепенно уменьшаться. Идеальной может считаться модель, при которой ребенок сам способен спланировать и организовать игру с другими детьми.

Большинство детей с ограниченными возможностями сталкивается в жизни с проблемами,
...........................
Список литературы

1.   Аванесова В. Н. Дидактические игры // Сенсорное воспита­ние в детском саду. – М., 1969. – С. 176-212.

2.   Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающим детским церебральным параличом // Дефектология. – 1997. – №3. – С. 10-14.

3.   Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 378 с.

4.   Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

5.   Артемова Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 188-205.

6.   Батаршев А. В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

7.   Богуславская З. М. Психологические особенности познава­тельной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 254-269.

8.   Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1978. – С. 32-36.

9.   Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной деятельности // Теория и практика социальной работы: Сб. ст. – М.: Педагогика, 1989. – 112 с.

10.               Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонением в развитии. – М.: Педагогика, 1973. – 136 с.

11.               Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. – Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

12.               Газман О. С. Роль игры в формировании личности школь­ника // Советская педагогика. – 1982. – №9. – С. 60-64.

13.               Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова М. М. Старший дошкольник и младший школьник. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.

14.               Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 193 с.

15.               Забрамная С. Д., Боровик О. В. Развитие ребенка – в ваших руках. – М.: Новая школа, 2000. – 160 с.

16.               Запорожец А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 5-10.

17.               Зотова А. М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации // Дефектология. – 1994. – №6. – С. 21-25.

18.               Ипполитова М. В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. – М.: Просвещение, 1993. – 64 с.

19.               Каптерев П. Ф. Детская и возрастная психология. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 376 с.

20.               Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 192 с.

21.               Карташова Л. С. Способы самоорганизации детей дошкольного возраста в подвижных играх. – Куйбышев, 1985. – 159 с.

22.               Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 101 с.

23.               Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г. Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001. – 320 с.

24.               Краткий атлас социально-культурных реабилитационных технологий. – М.: МГУКИ, 2001. – 47 с.

25.               Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман Н. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 216 с.

26.               Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. – №7. – С. 18-22.

27.               Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Просвещение, 1986. – 202 с.

28.               Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.

29.               Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

30.               Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М.: Педагогика, 1982. – 237 с.

31.               Михайленко Н. Я. Формирование сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве. – М.: Издательство МГУ, 1987. – 255 с.

32.               Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре // Дошкольное воспитание. – 1993. – №№ 3-4.

33.               Моздокова Ю. Играйте на здоровье // Клуб. – 1994. – №12. – С. 10-11.

34.               Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. – №10. – С. 38-46.

35.               Павлова Л. Ю. Основы игры в учебно-воспитательном процессе // Дополнительное образование. – 2002. – №3. – С. 41-45.

36.               Пантина Н. С. Взаимоотношения в игре — предмет психологического исследования и педагогического руководства // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрас­та. – М.: Педагогика, 1978. – С. 105-111.

37.               Панфилова М. А. Игротерапия общения. – М.: ТОО «Интео Тех», 1995. – 215 с.

38.               Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1969. – 342 с.

39.               Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. – М.: Педагогика, 1987. – 132 с.

40.               Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. – М., 1966. – 347 с.

41.               Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / Под ред. С. А. Беличевой. – М.: Консорциум, 1997. – 175 с.

42.               Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.

43.               Репринцева Г. И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями // Дефектология. – 1993. – №4. – С. 52-55.

44.               Романовская С. Использование игры в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями // Воспитание школьников. – 2002. – №8. – С. 40-42.

45.               Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться: Методическое пособие для учителей начальной школы, психологов, воспитателей и родителей. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.

46.               Соловьева Л. Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности // Дефектология. – 1996. – №6. – С. 67-71.

47.               Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: Академия, 2001. – 400 с.

48.               Спиваковская А. С. Нарушение игровой деятельности. – М.: Издательство МГУ, 1980. – 182 с.

49.               Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: Сб. ст. // Под ред. В. Н. Слободчикова. – М.: Педагогика, 1998. – 156 с.

50.               Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. – 1981. – №2. – С. 68-78.

51.               Теплицкая И. Б. Игра и взаимоотношения детей // Игра и ее роль в развитии ребенка. – М.: Педагогика, 1978. – С. 111-116.

52.               Усова А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 38-48.

53.               Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М., 1962. – 243 с.

54.               Усова А. П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей // Дошкольное воспитание. – 1965. – №10. – С. 79-83.

55.               Усова А. П. Руководство творческими играми детей // Игры детей. – М., 1948. – С. 13-25.

56.               Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 1998. – 160 с.

57.               Целищева Н. Потерпевшим беду открыты двери // Народное образование. – 1995. – №1. – С. 64-66.

58.               Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1995. – 98 с.

59.               Щедровицкий П. Г., Щукин Н. В. Организация «игры» и исследования в «игре» // Программно-целевой подход и деловые игры. Тезисы докладов и сообщений. – Новосибирск: НГУ, 1982. – 124 с.

60.               Щедровицкий Т. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 92-132.

61.               Эйнон Д. Творческая игра: От рождения до десяти лет / Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – 192 с.

62.               Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. – М., 1966. – С. 11-37.

63.               Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.

64.               Якобсон С. Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания. – М.: Педагогика, 1976. – С. 41-59.

ЦЕНА РАБОТЫ: 4500 рублей
Страниц - 102; Год - 2011 год; Количество приложений - 3;
Примечания: Во второй главе проведено эмпирическое исследование по теме работы

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить сразу после поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе