Вход авторов



Использование игры на уроках развития речи в обучении младших школьников с нарушением интелекта [201] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Использование игры на уроках развития речи в обучении младших школьников с нарушением интелекта
Номер работы : 201
Вид работы : Главы дипломных работ Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Глава 2. Пути организации игры на уроках развития речи в обучении умственно отсталых младших школьников. 3

2.1. Констатирующий эксперимент. 3

2.2. Результаты констатирующего эксперимента. 14

Глава 3. Исследование развития речи младших школьников с нарушенным интеллектом посредствам логопедического воздействия. 28

3.1. Формирующий эксперимент. 28

3.2. Результаты контрольного эксперимента. 41

3.3. Сопоставление. 43

Заключение. 46

Список используемой литературы.. 50

Приложения. 56

Заключение

В настоящей выпускной квалификационной работы было проведено исследование на тему: "Использование игры на уроках развития речи в обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью".

Теоретической основой исследования явились положения, выработан­ные в смежных с коррекционной педагогикой областях научного знания ― лингвистике, психолингвистике, психологии, общей педагогике: о речевой деятельности как специфическом виде человеческой деятельности, опосредо­ванной языковыми знаками; о тексте как продукте речевой деятельности; о взаимосвязи речевого и когнитивного развития в онтогенезе; о возможности и необходимости спе­циального педагогического управления речевым развитием в процессе обучения.

Все новые понятия были введены на дополнительном дидактическом материале, чтобы данную работу можно было проводить независимо от того, по какой программе работает учитель. Дальнейшая работа над каждым из понятий велась на основе изучаемого материала в процессе выполнения упражнений по развитию речи, анализа художественных текстов и текстов стихотворений на уроках чтения, написания творческих работ на уроках развития речи.

Предлагаемая система работы над образными средствами языка не требует выделения в действующей программе специальных часов.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Напомним, что речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Младшие школьники с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие трудности при овладении навыками письма, что значительно осложняет начальный этап их обучения в школе.

Движения, совершаемые в процессе письма, не воспроизводятся ни в рисовании, ни в лепке, хотя эти виды деятельности наиболее близки к письму. Процесс письма вовлекает в работу иные движения пальцев, зрительное восприятие тоже подчинено иным целям по сравнению с изобразительной деятельностью. Некоторые приемы, усвоенные детьми в процессе рисования (держание карандаша, рисование прямых линий и др.), не совпадают с навыками необходимыми ребенку при усвоении графики письма.

Низкий уровень готовности умственно отсталых младших школьников к выполнению графических заданий обусловлен не только наличием у них психофизических нарушений, но и неразработанностью методики коррекционной работы, направленной на формирование первоначальных навыков письма.

Обучение умственно отсталых детей к овладению навыками письма начинается с развития общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук в процессе игровых заданий, включенных в различные виды детской деятельности.

Формирование готовности младших школьников к овладению навыками письма направлено на развитие следующих компонентов: развитие зрительного внимания и зрительного восприятия, зрительно-моторной координации; пространственной ориентировки; слухо-моторной координации, становление базовых графических умений и навыков.

Коррекционная работа по формированию готовности у умственно отсталых детей к овладению навыками письма посредством игры должна осуществляться как на специальном занятии, так и на занятиях по физическому воспитанию, изобразительной деятельности и ручному труду.

Не последнюю роль в обучении младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отводится этапу автоматизации.

Особенностью этапа автоматизации в специальной (коррекционной) школе VIII вида является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

Большое значение в работе по формированию грамматического строя в специальной коррекционной школе VIII вида имеет использование онтогенетического принципа.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Система логопедической работы в специальной коррекционной школе VIII вида умственно отсталых детей недостаточно разработана. Ее теоретическое обоснование представляет в настоящее время малоизученную, но актуальную проблему, а потому для исследователя в данной области имеется достаточно обширное поле для деятельности.

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания.

Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения.

Нарушения фонетической стороны речи в специальной коррекционной школе VIII вида встречаются гораздо чаще, чем в массовой.

В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата.

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.

Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т.е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка, так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

У умственно отсталых выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

Список литературы
  1. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского.- М.:Пед-ка, 1982.-336 с.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры школьников. Москва, 1991.
  3. Бородова А.Л. Дидактическая игра как средство развития детей. Минск, Мар. асвета, 1967 – 68 с.
  4. Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1995. - т.16. -  №5. - С.49-58.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.
  6. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
  7. Власова Т.М. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М., 1984 г.
  8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1979.
  9. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  10. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1956. - С.432-433.
  11. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.
  12. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2
  13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  14. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
  15. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995
  16. Готовность к школе: Руководство практического психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Наука, 1995.
  17. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.
  18. Дошкольная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.
  19. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993.
  20. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
  21. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.
  22. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990
  23. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,1963.
  24. Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10.- с24
  25. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М: Просвещение, 1995.
  26. Запорожец А. В. “Некоторые психологические моменты детской игры”//Дефектология №10 1965 год страница 72-79.
  27. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
  28. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
  29. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер и др. – М.: Просвящение, 1989 – 127 с.
  30. Катаева А.А. Стреблева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998 – 208 с.
  31. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  32. Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.
  33. Коломинский Я.Л. и др. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск, 1997.
  34. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995
  35. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Ф. Кумарина. – М., 2001
  36. Коррекционное обучение детей // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983
  37. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; - 2-е изд., стереотип, - М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 144 с
  38. Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.-  1999. - №12.
  39. Крупская Н. К. Пед. соч. – М., 1959. -  т. 6. - С.54-55.
  40. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 1965.
  41. Леонтьев А.А., Выготский Л.С. Кн. Для учащихся 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил. – (Люди науки).
  42. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.
  43. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
  44. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений М: Международная педагогическая академия. 1994.
  45. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.
  46. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. -М.:Просвещение,1965. - С. 234-235.
  47. Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1957. - т.IV. - С. 376.
  48. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка-Пресс, 1997.
  49. Менджерицкая Н.В. Воспитателю о детской игре М: Просвещение, 1982
  50. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма. – Л., 1984.
  51. Методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». №1, 2002г.
  52. Микитин Б.П. Развивающие игры – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  53. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23.
  54. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.
  55. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Ярославль,“Ак-мия разв-я”, 1996
  56. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. Москва, “Academia“, 2001.
  57. Особенности умственного развития учащихся специальной коррекционной школы VIII вида / Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965.
  58. Педагогический словарь в 2-х томах. Т.1 - М.,1960.
  59. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. –М., 1977
  60. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.
  61. Поваляева М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Изд. 6-е. – Ростов н/д: Феникс, 2006. – 445, [1] с. ил. – (Справочник)
  62. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей  дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 1995. - №12.- c-41
  63. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
  64. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Феникс.
  65. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 1991. -  №6.
  66. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. – М., 1995.
  67. Раншбург И., Поппер П. Секреты личности: Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с. ил.
  68. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1946.
  69. Савенков Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. -  1998. - №5-6. – С.14
  70. Седов  К.Ф.  «Речь и  мышление» в отечественной психологии (Л.С. Выготский и Н.И. Жинкин) // научно-методический журнал Мир Психологии. 1999, № 1.
  71. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М.: Владос, 1994 г – 344 с.
  72. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980. –  216с.
  73. Спирова P. Ф. Нарушение овладения чтением у школьников— М., 1983
  74. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  75. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 184 с.
  76. Сухомлинский В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1979. - Т. I. - С.104.
  77. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста. Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвящение, 1986. – 79 с.
  78. Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой психического развития” М 1990 год.
  79. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999.
  80. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
  81. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  82. Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1949.
  83. Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1976. - №5.
  84. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1966.
  85. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.
  86. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.
  87. Эмконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.Д. Элконин. – М: Издательский центр "Академия", 2004. – 384 с.
ЦЕНА РАБОТЫ: 3900 рублей
Страниц - 57; Год - 2011 год; Количество приложений - 8;
Примечания: Экспериментальная глава дипломной работы.

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





Трудности с учебой?

Требуется поддержка?


Помощь в написании студенческих и аспирантских работ!

 

Принимаем к оплате

Юмоней www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Оплата наличными в офисе