disshelp.ru - написание студенческих работ на заказ


Вход авторов



методические аспекты персонализированного обучения информатики [534] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : методические аспекты персонализированного обучения информатики
Номер работы : 534
Вид работы : Курсовые работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Общие методические аспекты персонализированного обучения. 5

1. Урок как основной элемент персонализированного обучения. 5

2. Персонализированное обучение в контексте социализации. 7

Глава 2. Основные методические направления развития системы подготовки учителя в свете персонализированного обучения информатики. 13

1. Модульное построение курса информатики. 19

2. Структурирование знаний теории и методики обучения информатики в средней образовательной школе. 20

3. Изучение особенности психических состояний пользователей ЭВМ в процессе компьютерного обучения. 24

Глава 3. Об оптимизации урока информатики и вычислительной техники. 29

Заключение. 34

Список используемой литературы.. 37

Введение

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский

Введение

С начала введения информатики в школьную программу не прекращаются споры о содержании и формах ведения этого предмета. Это связано и с различиями аппаратной базы учебных заведений, и со стремительным развитием информационных технологий (ИТ).

В этом есть особая привлекательность предмета, т.к. даже в авторитарно-командный период он оставался нерегламентированным. С другой стороны,

ВЫБОРОЧНО

В последнее время в России все большее внимание находит личностно ориентированная парадигма образования. Развитие личности учащихся, их социализация становятся основными целями обучения. Пути достижения этих целей рассмотрены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Это и введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, и индивидуализация обучения, и расширение возможностей для выстраивания учащимися индивидуальных образовательных траекторий.

Индивидуальную образовательную траекторию можно определить как персональный путь реализации личностного потенциала учащегося в процессе обучения. Построение и внедрение индивидуальных образовательных траекторий могут быть реализованы при условии предоставления учащимся возможности ответственного и логически обоснованного осуществления цепочки выборов в процессе их учебной деятельности, приводящих к необходимому результату.

Учащиеся смогут определять индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины, ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела, выбирать

ВЫБОРОЧНО

ВЫБОРОЧНО

учащихся и их межличностных отношений. Она направлена на личностное взаимообогащение обучающихся и обучающих.

В основе организации индивидуализированного обучения лежат дифференцированный и индивидуальный подходы. Под дифференцированным подходом понимается целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам. Он решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании их личности. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.

Сложная задача управления процессом персонализированного обучения может быть решена на основе использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). С их помощью можно автоматизировать учебно-методическую деятельность преподавателя, создать базы данных с моделями личностей учащихся, дидактическим материалом, включающим комплекс персональных и коллективных заданий (для отдельного учащегося, групп учащихся или всего класса), организационных, методических рекомендаций для учителя, обучающих уроков.

ВЫБОРОЧНО

персонализацию обучения; психологические основы учета значимых для процесса обучения особенностей личностей учащихся и способы их диагностики; уметь использовать личностно ориентированный материал при организации обучения на уроках; анализировать результаты реализации персонализированного обучения.

Учитель должен уметь управлять сложной системой персонализированного обучения. При этом согласно положениям синергетики он сам является сложной самоорганизующейся системой. И эта система только тогда способна справиться с решением проблемы, обладающей определенным известным разнообразием, когда она сама имеет еще большее разнообразие, чем разнообразие решаемой проблемы, или она способна создать в себе это разнообразие. Опираясь на этот принцип, введенный в кибернетику У.Р. Эшби, можно заключить, что преподаватель должен не только обладать достаточно широкими и глубокими знаниями в предметной области, педагогике, психологии, других смежных науках, но и уметь быстро и эффективно пополнять эти знания, организуя на их основе процесс обучения.

Обеспечить необходимое «разнообразие» и «способность создать в себе это разнообразие» возможно, на мой взгляд, модернизируя весь комплекс психолого-педагогической, профессиональной и методической подготовки.

В этом и выражается актуальность темы курсовой работы.

Цель курсовой работы: на основании изученного в ходе обучения материала проанализировать и раскрыть основные методические аспекты персонализированного обучения информатики в средней школе.

Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи:

· выявить основные проблемы и раскрыть направления персонализированного обучения информатики

проанализировать

ВЫБОРОЧНО

·  

· раскрыть психологическую составляющую рассматриваемого вопроса

· изучить основные теоретические и практические стороны рассматриваемой методики.

Заключение

Средствами персонализации могут быть решенные задачи, изящно доказанные теоремы, дидактически обработанное изложение сложных математических вопросов и т. д. При этом особенно значимым является получение новых результатов.

В последнее время появилось мощное средство персонализации, связанное с достижениями в деятельности по интеграции информатики, по внедрению новых информационных технологий в изучение информатики.

Содержание курса информатики сегодня претерпевает изменения, продиктованные, прежде всего, расширением

ВЫБОРОЧНО

его целей и задач. Начиная с 1985 года, основной целью курса «Основ информатики и вычислительной техники» было обеспечение «компьютерной грамотности» в ее различном понимании. Однако в дальнейшем произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом, хотя еще с начала 60-х годов B.C. Ледне-вым была обоснована необходимость введения в школах общего кибернетического образования как

ВЫБОРОЧНО

общеобразовательным началам вполне объективна, однако траектория этого движения далеко не очевидна.

Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений об этой науке, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.

В качестве основных формируемых в курсе информатики умений выделены формализация, моделирование, структурирование информации. Основываясь на этой точке зрения, сформулируем основные

подходы к разработке методики обучения информатике в средней школе на современном этапе.

Инвариантными компонентами любой методики являются:

•   отбор содержания;

  • ВЫБОРОЧНО

•    

•   подбор тренировочных задач, упражнений для закрепления учебного материала;

•   выбор форм контроля усвоения учебного материала.

Отбор содержания в случае базового компонента определяется федеральным стандартом данной образовательной области и может включать в себя как региональный, так и школьный компоненты. Причем определяющим обычно выступает содержание, представленное в федеральном стандарте. Однако в информатике уровень оснащенности вычислительной техникой, ее разнородность, наличие программного обеспечения и его тип приводят к тому, что значительно возрастает доля школьного компонента. Фактически, «школьный компонент», изначально введенный с целью учета профильной ориентации и специализации конкретной школы,

ВЫБОРОЧНО

в одном другом школьном предмете, знания выпускников различных школ (даже одного региона) по этому общеобразовательному предмету очень сильно разнятся. Это большая и актуальная проблема. С одной стороны, нарушаются принципы социальной справедливости, с другой стороны, нарушается принцип преемственности обучения на ступенях «школа-вуз», и, как следствие, возникают проблемы построения вузовского курса информатики.

Конечно, для повышения эффективности методики обучения требуется, чтобы у учителя были все необходимые дидактические материалы. Кроме перечисленных, к ним относятся и задачники, и краткие конспекты лекций, и варианты заданий к контрольным работам, и наглядные пособия (а лучше всего компьютерные программы), демонстрирующие принцип действия того или иного устройства или того или иного алгоритма. Комплексное решение проблемы обеспечения

ВЫБОРОЧНО

частности, у авторов данной статьи) и не потребует таких уж непосильных материальных затрат.

Только на этой основе можно успешно применять методы формализации и моделирования, которые составляют основу современного научного познания и основу информационного подхода к обучению

Список литературы

1.       Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.

2.       Андрианова Т. В., Ракитов А. И. Информатизация общества и бизнес. М.: ИНИОН, 1992.

3.       Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.

4.       Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М.: Юридическая литература, 1991.

5.       Богомолова Е.В. Персонализированное обучение информатике в школе / / Ученые записки. Вып. 14. М.: ИИО РАО, 2004.

6.       Бороненко Т.А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителей информатики // Диссертационное исследование на звание доктора пед. наук: СП., 1998

7.       Бронштейн М. П. Социальные проблемы информатики. М., 1990.

8.       Будущее искусственного интеллекта. Редакторы-составители К. Е. Левитин, Д. А. Поспелов, М.: Наука, 1991.

9.       Воробьев Г. Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1990.

10.   Гаврилов О. А. Кибернетика и право. М., 1989.

11.   Глинский Б. А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.

12.   Глушков. В. М. Основы безбумажной информатики. М.: Наука, 1987.

13.   Голынкер В. Информатика: рынок и право. Самара: Изд-во "Сам Вен", 1992.

14.   Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Социальная роль информатики. М.: Знание, 1987.

15.   Гришкин И. И. Понятие информации. М., 1993.

16.   Громов Г. Р. Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленного использования. М., 1984.

17.   Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993.

18.   Друкер Питер Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М., 1994.

19.   Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы - факторы социального развития (Проблемы социальной информатики. Вып. 2) . М.: МГСУ, 1996.

20.   Дубровский Е. Н., Соколова И. В. Основы социальной информатики (Конспект лекций) (Проблемы социальной информатики. Вып. 4) . М.: МГСУ, 1996.

21.   Ефимов А. Н. Информационный взрыв: проблемы реальные и мнимые. М.: Наука,

22.   Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Основы информатики и вычислительной техники. - М., "Интеллект-Центр", 2000.

23.   Иванов В. В. Чет и нечет. Ассимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. Радио, 1978.

24.   Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы. Первый научно-практический конгресс. Санкт-Петербург, 16-20 мая 1995 года, Тезисы докладов.

25.   Информатика // Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины. М., 1998. С. 148.

26.   Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Информатика и образование. 2003. № 6. С. 3–10.

27.   Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Под общей ред. М.П.Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

28.   Методические разработки преподавателей Центра образования "Юниор", г. Москва, 2000 - 2001 г.г.

29.   Образовательные модули по курсу информатики и информационным технологиям в Московском базисном учебном плане // Н.Д. Угринович, Д.В. Новенко. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. М., 1999. С. 3.

30.   Образцы итоговых заданий по оценке качества подготовки школьников по информатике. - "Информатика и образование", № 9, 1999, стр.9 - 21.

31.   "Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования", утвержденный приказом Министерства образования от 30.06.1999 № 56 // Информатика. 1999. № 38. С. 2.

32.   Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. – Бином. Лаборатория базовых знаний, М., ISBN 5-94774-269-1. 228 с. 2005.

33.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Принципы построения и программа курса для начальной школы. ИНТ, 2006

34.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Пособие для учителя: 3 кл. / ИНТ, 2006

35.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика: Пособие для учителя: 4 кл. / ИНТ, 2006

36.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика-3. Рабочая тетрадь. ч.1,2. – Просвещение, M.,2002

37.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика-3. Тетрадь проектов. 2002, – M., Просвещение.

38.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А., А.А.Муранов, Яковлева Е.И. Информатика: Пособие для учителя: 2 кл. / ИНТ, 2006.

39.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. Информатика. Тетради для учеников 1-4 кл. (1 кл.). МУиК, 1997.

40.   Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. Информатика. Учебник для 1 кл. МУиК, 1997.

41.   Яковлева Е.И. ЛогоМозаика: сборник проектов. – ИНТ, 1997.

ЦЕНА РАБОТЫ: 1250 рублей
Страниц - 40; Год - 2006 год; Количество приложений - 2;
:

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить сразу после поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





 

Принимаем к оплате

Я принимаю Яндекс.Деньги www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Оплата наличными в офисе