disshelp.ru - написание студенческих работ на заказ


Вход авторов



Личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей [506] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : Личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей
Номер работы : 506
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей.

1.1 Влияние психологического климата семьи на формирование психики    детей

1.2 Развод как социально – психологическое явление

1.3 Особенности переживания ребенком развода родителей

1.4 Психологические особенности детей разведенных родителей

1.4.1 Эмоциональное состояние детей в семьях после развода

1.4.2 Особенности развития личности ребенка разведенных родителей.

1.5 Отношение матери с детьми в разведенной семье

Выводы по I главе

Глава 2. Эмпирическое исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей

2.1. Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Сравнение подростков из полных и неполных семей по показателям личностно-эмоциональных особенностей и характеру детско-родительских отношений

Результаты корреляционного анализа

Рекомендации психологу по проведению коррекционных и профилактических работ с подростками разведенных родителей

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

     В современных условиях социально – экономического развития общества семьи, в традиционном понимании, теряет свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи в нашей стране.

     Развод оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Больше всего дети боятся, что они не смогут больше общаться с отцом или матерью, с бабушкой или дедушкой, с родственниками и друзьями, к которым они привыкли с младенчества.

ВЫБОРОЧНО

Например, переезд на новое место жительства – это большой стресс и для взрослого человека.

     Иногда испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потери и второго. Дети перестают чувствовать себя в опасности, их волнует, кто будет о них заботиться.

     Споры и напряженность в отношениях родителей приводят к тому, что дети начинают чувствовать свою вину за происходящее в доме. А попытки каждого из взрослых привлечь детей на свою сторону ведут к тому, что дети перестают доверять обоим родителям и чувствуют себя полностью одинокими.

     Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где воспитателем является мать.

ВЫБОРОЧНО

старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. Раттер М. отмечает, что эти условия жизни ребенка будут отражаться ни особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя нескольких лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер

ВЫБОРОЧНО

, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

     Эту проблему изучали: Аронс К., Акерман Н., Валлерштейн Дж.В., Голод С.И., Дружинин В.Н., Келли Дж.В., Ковалев А.Г., Маслоу А., Раттер М., Харчев А.Г., Целуйко В.М., Фигдор Г., Фромм Э.

     Целью данного исследования является определение восприятия родительского отношения в формировании личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

     Объектом стала группа подростков в количестве 40 человек, учащихся в 8 «б», 9 «а» и 9 «б» классах Невельской средней школы №1.

     Предметом исследования являются личностно – эмоциональные особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей.

     Гипотезой стало предположение: восприятие родительского отношения, отношение и чувства  к родителям, а также эмоционально-личностные особенности детей разведенных родителей

ВЫБОРОЧНО

 проявлениями (тревожность, снижение адаптивности и низкая самооценка).

     Исходя из цели, гипотезы и предмета исследования, можно выделить его задачи:

1. Подобрать литературу по изучаемой проблеме.

2. Определить характер детско – родительских отношений в полных и неполных семьях.

 3.Установить выраженность негативных личностно – эмоциональных особенностей у детей.

4. Выявить характер взаимосвязи между показателями детско - родительских отношений и негативных личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей.

5. Провести сравнительный анализ детей разведенных родителей подростков  и детей из полных семей для определения значимых различий в выраженности негативных личностно – эмоциональных особенностей и характера детско – родительских отношений.

6. Разработать практические рекомендации психологу по проведении

коррекционной и

ВЫБОРОЧНО

на снижение выраженности негативных личностно – эмоциональных состояний.

     Для реализации указанных задач использовались следующие методы:

1.      Тестирование (для диагностики характера детско – родительских отношений и выраженности негативных личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и детей из полных семей).

2.     Методы метематико – статистической обработки данных, а именно частотный анализ, корреляционный (критерий Спирмена) и сравнительный (критерий U Манна - Уитни) анализы.

     В рамках

ВЫБОРОЧНО

предложения» (Saks – Sidney);

1.      «Психологическая автобиография» (Коржовой Е.Ю.).

     Практическая значимость заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе школьных практических психологов, а так же психологов дошкольных учреждений, психологических служб.

      Научная новизна состоит в том, что были исследованы и сопоставлены особенности детей разведенных родителей и детей из полных семей.

     Структура: диплом состоит из введения, включающего 4 страницы, двух основных глав, охватывающих 75 страниц, заключения в 4 страницах, списка использованной литературы, включающего 51 наименование и 33 приложения. В работе имеется 36 таблиц и 8 рисунков. Первая глава представляет собой литературный обзор по проблеме личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей и занимает 39 страниц. Во второй главе на 40 страницах описано исследование личностно – эмоциональных особенностей детей разведенных родителей, представлены анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования и математической обработки данных.

Заключение

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора развития. Положительное воздействие на развитие состоит в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный институт

ВЫБОРОЧНО

 Психологический климат семьи после развода во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными стилями воспитания в неполных семьях являются неустойчивый стиль воспитания, гипопротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

     Существует много методик исследования личностно-эмоциональных особенностей детей разведенных родителей. В нашей работе мы использовали методы направленные на изучение одностороннем взгляда на эти отношения, т.е. взгляде на них детей разведенных родителей

     В результате проведения эмпирического исследования мы получили следующие результаты:

1. У детей разведенных родителей формируется личностная тревожность, т.к. со стороны матери наблюдается отсутствие отзывчивости, проявления симпатии,

ВЫБОРОЧНО

 к отцу. А подростки из полных семей проявляют все виды чувств к матери.

4. Дети разведенных родителей получают нежные чувства больше от матери, сильные положительные чувства – со стороны матери, братьев и сестер, слабые отрицательные и враждебные чувства – со стороны отца. Подростки же из полных семей в большей степени получают нежные чувства со стороны матери и отца, сильные положительные чувства – со стороны отца, слабые отрицательные чувства – со стороны матери и других родственников, враждебные чувства – со стороны матери.

         5. Дети из неполной семьи оценивают уровень своих эмоциональных переживаний радостных и грустных событий в прошлом, в настоящем и будущем как средний. Сильнее всего они переживают грустные события в настоящем и наступление грустных событий в будущем. Менее всего эмоциональную нагрузку несут радостные события в прошлом. У подростков из полных семей по всем видам событий, кроме будущих радостных событий, преобладает средний уровень эмоциональных переживаний. Наибольшие эмоциональные переживания вызывают будущие радостные события. Менее всего эмоциональную нагрузку несут грустные события в прошлом и грустные события в настоящем.

        6. Дети разведенных родителей обладают выраженной ригидностью и дезадаптивностью, достаточно негативно относятся к семье как социальному институту, а также к сексуальным отношениям, коллегам по работе (учебе). Такие подростки сильно переживают грустные события, а их эмоции относительно радостных событий недостаточно ярки. В их семьях матери склонны

ВЫБОРОЧНО

7. Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод о том, что мы в данной работе достигли цели и гипотеза о том, что в неполных семьях характер детско-родительских отношений является более сложным и противоречивым по сравнению с полными семьями, при этом наблюдается следующая тенденция: чем хуже отношения между родителями и детьми, тем более выраженными у подростков будут негативные личностно-эмоциональные особенности, а именно тревожность, низкая самооценка.

      В заключение данной работы мы предложили программу коррекционных занятий для детей, переживших развод родителей.

Список литературы

1.        Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.:Профиздат, 1989. – 208 с.

2.        Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. – с.329.

3.        Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? Пер. с англ. – М.: Мирт: фирма «Настя», 1995. – 437 с.

4.         Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, сер. 14. – психология. 1998. -№1. – с. 18-32.

5.        Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

6.        Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

7.        Валлерштейн Дж.В., Келли Дж. В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности (пер. с англ. Е. Егоровой) // Лабиринты одиночества: пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989.

8.        Л. Вассерман, И. Горьковая, Е. Ромицына. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004 - 256 с.

9.        Видра Д. Развод: трагедия или надежда: По страницам научных тру­дов Гельмута Фигдора // Дошкольное воспитание. – 1998. - №12. – с. 83-88.

10.   Витакер К. Полуночные размышления семейного терапевта /Пер. с англ. М.И. Завалова. — М.: Независимая фирма "Класс", 2004. — 208 с.

11.   Владин В. З. Гармония семейных отношений. Алма-Ата.: Солнце, 1998 - 278с.

12.   Воспитание детей в неполной семье / Общ. ред. и предисл. Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980.

13.   Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 1988.

14.   Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-С. 186-187.

15.   Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 271.

16.   Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социс. 2001. № 11. С. 111.

17.   Дементьева Н.Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи - М.: Наука, 1998 - 278с.

18.    Дорно Н.В. Современный брак: проблемы и гармония - М.: Педагогика, 2004 - 380с.

19.   Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: Юнити, 2004 - 350с.

20.   Зацепин В.И. Молодая семья/В.И. Зацепин.–Киев,1991.-145 с.

21.    Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков //Помоги себе сам. – 2000. – май (№5). – с. 6.

22.   Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов вузов/ О.А.Карабанова.–М.: Гайдарики, 2005.-320 с.

23.   Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. М.: Юнити, 2002 - 410с.

24.   Коржова Е.Ю. Методика "Психологическая автобиография" в психодиагностике жизненных ситуаций: Метод. пособие /Межрегион. Акад. упр. персоналом; Под ред. Л.Ф. Бурлачука.- К.: МАУП, 1994.- 107 с.,

25.    Крэйг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2003 - 720с.

26.   Куковякин Г. В. Семейная педагогика и психология по возрастам. Тверь: Дора, 2001 - 314с.

27.    Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М.: Юнити, 2001 - 465с.

28.    Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Дело, 2004 - 356с.

29.   Лечение неврозов у детей // Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л.: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1977.

30.   Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. РузскойА.Г. – М.: Воронеж: «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модэк», 1997. –384 с.

31.   Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2000. - №4. с.23.

32.   Навайтис Г. Семья в психологической консультации. М.: Юнити, 2003 - 455с.

33.   Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996 – 190 с.

34.   Осипова А.А. общая психокоррекция. учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 554 с.

35.   Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений \ под ред.Н.Н. Посысоева.- М., 2004 – 328 с.

36.   Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

37.    Радаева Р.Е., Смирнова Е.О. Журнал «Вопросы психологии», 1999. - №1. – 36-37 с.

38.   Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С.Спиваковской; Предисл. О.В. Баженовой и А.Я. Варга. – М.: Прогресс,1987. – 424 с.

39.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:Учебное пособие. – М.: Владос, 1996. – 529 с.

40.   Руденкова Е.А. Психокоррекционная работа с детьми // Начальн. Школа. – 1998. - №5. – с. 87-88.

41.   Свон – Джексон Э. Меж двух огней / Э. Свон – Джексон // Семья и школа. – 2000. - №7. – 12-15 с.

42.   Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе/Н.Я. Соловьев.-М.:Политиздат,1981.-63 с.

43.   Титов Б.Я., Машкова Л.Т. Cемейная драма глазами ребенка.-Л.:Знание,1990, с.16

44.    Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы М.:Статистика, 2005 - 344с.

45.   Целуйко В.М. Психология современной семьи: Книга для педагогов и родителей/В.М. Целуйко.-М.:Владос,2004.-288 с.

46.   Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.:Владос, 2003. – 272 с.

47.   Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. - М.: Наука, 1995.

48.   Фурманов И.А., Аладьин А.А., Фурманова Н.В. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: Книга для психологов. – Мн.: «ТЕСЕЙ», 1999 г. – 224с.

49.   Шнайдер А.Б. основы семейной психологии.-М.,2003

50.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

51.   Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз  и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов/Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков. – СПб.: Речь, 2003.-332 с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 3900 рублей
Страниц - 94; Год - 2010 год; Количество приложений - 0;
Примечания: В работе отсутствуют приложения

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





 

Принимаем к оплате

Я принимаю Яндекс.Деньги www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Оплата наличными в офисе