disshelp.ru - написание студенческих работ на заказ


Вход авторов



корекция нарушения звукового произношения умственно отсталых младших школьников [502] | Психология
ТЕМА РАБОТЫ : корекция нарушения звукового произношения умственно отсталых младших школьников
Номер работы : 502
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Психология
СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Теоретические подходы к проблемам речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью.. 6

1.1 Особенности речевого развития умственно-отсталых детей. 6

1.2 Особенности нарушения речи у детей с задержкой психологического развития  11

1.3 Характеристика нарушения звукопроизношения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.. 15

Глава 2. Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения младших школьников  24

2.1 Специфика логопедической работы в специальной коррекционной школе восьмого вида. 24

2.2 Методика коррекции нарушений звукопроизношения. 30

2.3 Особенности коррекции нарушений звукопроизношения. 50

Глава 3. Логопедическая работа по нарушению лексико-грамматического строя и формирования связной речи детей исследуемой категории. 55

3.1 Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения. 59

3.2 Развитие навыков словоизменения и словообразования. 63

3.3 Логопедическая работа по развитие связной речи. 70

Заключение. 79

Список использованной литературы   82
Введение

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

В настоящее время установлено, что среди всех детей, страдающих таким отклонением в развитии, преобладают –

Выборочно

--------

 отсталости относятся к числу врожденных.

Умственно отсталые — это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляют дети-олигофрены (от греческого oligos — малоумный).

Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране

Выборочно

воспитывается и обучается в домашних условиях, что требует огромного труда и больших материальных затрат.

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процесс е коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения звукового произношения у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников специальной коррекционной школы VIII вида.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о

Выборочно

отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов специальной коррекционной школы VIII вида являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи. В связи с этим коррекция этих дефектов речи уделяется особое внимание.

Актуальность работы. Необходимость разработки различных аспектов одной из наиболее сложных проблем социальной перцепции – коррекция звукового произношения обусловлена его важностью как исходной формы процесса начального обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.

Объект исследования, изучение особенностей

Выборочно

Предмет исследования: коррекция нарушения

Выборочно

Цель исследования: изучить коррекцию нарушений звукового произношения умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

Для реализации цели были определены следующие задачи:

1.                 Выявить психологические проблемы и основные направления в изучении звукового произношения младших школьников.

2.                 Провести теоретический анализ подходов к исследованию феномена нарушения звукового произношения в отечественной и зарубежной психологии.

3.                 Рассмотреть особенности развития умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте.

4.                 Изучить, какие особенности звукового произношения наблюдаются у умственно отсталых младших школьников.

Методологическую основу работы составили фундаментальные положения психолингвистики, нейрофизиологии, психологии и дефектологии:

-         положение о периодизации психического и речевого развития, согласно которому каждая фаза в психическом развитии ребенка зависит от предыдущей,

-         Выборочно

-          

-         нская);

-         положение о механизмах восприятия речи, рассматривающее восприятие речи как перцептивно-мнемически-мыслительную деятельность, в процессе которой отмечается зависимость восприятия и дифференциации звуков от семантики предъявляемых слов (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.Б.Касевич, Л.А.Чистович);

-         положения о закономерностях и о последовательности процесса восприятия детьми звуков речи (В.И.Бельтюков, А.Н. Гвоздев и М.Е.Хватцев), о стадиях становления фонематического восприятия (Н.Х.Швачкин);

-         положение об особенностях фонематического и речевого развития учащихся с нарушением интеллекта (А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Д.И.Орлова, В.Г.Петрова).

При определении содержания коррекционной работы по нарушению звукового произношения был сделан упор как на теорию обучения умственно отсталых учащихся (Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, В.А.Постовская, М.П.Постовская, Г.Я.Трошин и др.), так и на методологию их обучения грамоте (А.К.Аксёнова, В.В.Воронкова, М.Ф.Гнездилов, Е.НЗавьялова, З.Н.Смирнова, М.С.Соловьёва и др.).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за педагогическим процессом, метод срезов, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты,

Выборочно

обучения, статистическая обработка полученных материалов.

Заключение

Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида занимает важное место в процесс е коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы VII вида.

Вместе с тем в настоящее время имеется лишь очень незначительное количество специальной логопедической литературы, отражающей современные представления о характере нарушений речи и особенностях их коррекции у умственно отсталых детей.

Нарушения речи у умственно отсталых

Выборочно

особое внимание.

В заключение работы необходимо сделать некоторые общие выводы из проделанной работы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер.

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания.

Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе.

Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при обучении, в частности, при изучении русского языка и чтения.

Нарушения фонетической стороны речи во специальной коррекционной школе VIII вида встречаются гораздо чаще, чем в массовой.

В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата.

Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным

Выборочно

 значения слова, нарушения процесса организации семантических полей.

У умственно отсталых школьников наблюдается несформированность грамматической стороны речи, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений. Недостаточно сформированными оказываются морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.

У умственно отсталых детей чрезвычайно бедны и нечетки морфологические обобщения, представления о морфологическом составе слова и о синтаксических связях слов в предложении, недостаточно сформирована система грамматических значений. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи особенно резко проявляется в связной речи.

Выборочно

апаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей.

В процессе развития грамматического строя речи у умственно отсталых школьников необходимо учитывать структуру речевого дефекта, несформированность грамматических значений, трудности дифференциации близких по семантике и оформлению грамматических форм.

Большое значение в работе по формированию грамматического строя в специальной коррекционной школе VIII вида имеет использование онтогенетического принципа.

Развитие связной речи у умственно отсталых детей должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования.

Выборочно

исследователя в данной области имеется достаточно обширное поле для деятельности.

Список литературы

1.     Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. Москва, “Педагогика“, 1982.

2.     Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К.С. Лебединский. - М., 1982.

3.     Артемова Л.В. Театрализованные игры школьников. Москва, 1991.

4.     Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М. и др. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы. М.; СПб.; Псков, 1996.

5.     Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М., 1988.

6.     Власова Т.М. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М., 1984 г.

7.     Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г.

8.     Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

9.     Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2

10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

11. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М., 1995

12. Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. Москва, “Педагогика“,1971.

13. Дошкольная педагогика, - С.А. Козлова, Т.А. Куликова.

14. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

15. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. Для учителя и воспитателя/ Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.-М.: Просвещение, 1993.-224 с.

16. Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. — 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").

17. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М, Просвещение, 1981.

18. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М., 1990

19. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

20. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Москва 2000.

21. Коломинский Я.Л. и др. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск, 1997.

22. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995

23. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. — 3-е изд., доп. — Издательский центр "Академия", 2001. — 160 с.

24. Коррекционное обучение детей // Под ред. Селиверстова В.И. М., 1983

25. Кравцова Е.Е  Курс  лекций  Психологические основы дошкольного воспитания, лекция № 6. Игра как ведущая деятельность дошкольного периода развития

26. Л. Б. Баряева, А. Зарин. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Санкт-Петербург, 2001.

27. Л. Б. Баряева. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. Санкт-Петербург, 2002.

28. Л. Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. Театрализованные игры-занятия. Санкт-Петербург, 2001.

29. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в кор. классах. М, Владос, 1999

30. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах : Кн. для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

31. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М., 1983.

32. Логинова В.И.  Саморукина П.Г. Дошкольная педагогика в двух частях. Часть вторая М: Просвещение. 1988.

33. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений М: Международная педагогическая академия. 1994.

34. Менджерицкая Н.В. Воспитателю о  детской игре М: Просвещение, 1982

35. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма. – Л., 1984.

36. Методический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». №1, 2002г.  

37. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Ярославль,“Ак-мия разв-я”, 1996

38. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. Москва, “Academia“, 2001.

39. Особенности умственного развития учащихся специальной коррекционной школы VIII вида / Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1965.

40. Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей // Современные модели психологии речи и психолингвистики. — М: 1990

41. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г.

42. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О.С.Ушаковой. — М: 1994.

43. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики. Психология, - Р.С.Немов

44. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Поддьякова. – М., 1995.

45. С. В. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева и др. Программа обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. М., 2002г.

46. Спирова P. Ф. Нарушение овладения чтением у школьников— М., 1983

47. У. В. Ульбенкова Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994.

48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.

49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

ЦЕНА РАБОТЫ: 4900 рублей
Страниц - 85; Год - 2012 год; Количество приложений - -;
:

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





 

Принимаем к оплате

Я принимаю Яндекс.Деньги www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Оплата наличными в офисе