disshelp.ru - написание студенческих работ на заказ


Вход авторов



Концепция Занкова [272] | Педагогика
ТЕМА РАБОТЫ : Концепция Занкова
Номер работы : 272
Вид работы : Дипломные работы Предмет : Педагогика
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕОНИДА ВЛАДИМИРОВИЧА ЗАНКОВА    7
1.1. Эмоционально-волевое развитие личности школьников    7
1.2. Дидактическая система Л. В. Занкова    15
1.3. Концепция Занкова    21
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальный анализ возможности реализации концепции Занкова на уроках математики в начальной школе    31
2.1. Основные этапы экспериментальной работы    31
2.2. Результаты экспериментальной работы    37
ГЛАВА 3. Методические рекомендации по организации реализации возможностей концепции Л. В. Занкова на уроках математики    39
3.1. Подход к работе над задачей по системе Л.В. Занкова    39
3.2. Курс математики в системе Л. В. Занкова    47
3.3. Планирование уроков математики в начальной школе, основанных на концепции Л. В. Занкова    51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    67
ПРИЛОЖЕНИЯ    74

Введение

Современное российское образовательное законодательство не только допускает, но и прямо предполагает различные направления в педагогике и педагогической психологии и соответственно их реализацию в образовательных учреждениях. Существуют образовательные (педагого – психологические) концепции, по которым работают многие школы, которые обеспечены собственными программами и типовыми учебными планами, а значит, и собственными учебниками. Например, в начальном образовании решением Коллегии Министерства образования РФ базисными считаются, кроме традиционного обучения, обучение по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и по системе Л. В. Занкова. Наряду

ВЫБОРОЧНО

ообразованию в нынешних условиях способен продуктивно работать. Однако, встает вопрос: как создать условия личностного развития ребенка младшего школьного возраста, которые обеспечат переход от обучения к самообразованию. Решение этого вопроса требует углубленного изучения личности школьника, в частности, его эмоционально-волевой сферы. В связи с этим, главное внимание в настоящей дипломной работе мы уделяем педагогическим условиям эмоционально-волевого развития личности младшего школьника на уроках математики как механизма саморегуляции.
Развитие эмоционально-волевой сферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоционально-волевой регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту. При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности.
На педагогических консилиумах по преемственности, как показали исследования, педагоги 5-х классов отмечают слабую самоорганизацию школьников; при выявлении причин учебных трудностей старшие подростки чаще всего называют несформированность волевых качеств, полагая, что успеху в учёбе препятствует безволие, лень, неумение довести начатое до конца.
Целью начального образования является формирование младшего школьника как самоорганизующегося субъекта. Без целенаправленного развития сферы мышления младшего школьника как единого механизма саморегуляции невозможно становление самосознания личности, её самоорганизации, самоопределения и самоутверждения.
Вышесказанное свидетельствует о том, что в современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема: каковы по своему составу и назначению эффективные педагогические условия по возможности реализации концепции
Л. В. Занкова на уроках математики в начальной школе.
Цель дипломной работы: выявить, научно обосновать, экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие возможности реализации концепции Л. В. Занкова на уроках математики в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения младшего школьника на уроке математики.
Предмет исследования: педагогические условия реализации концепции Л. В. Занкова на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: развитие личности младших школьников в условиях дидактической системы Л. В. Занкова будет более эффективно, если:
-    осуществляется поэтапное формирование целостной структуры учебной деятельности младшего  школьника;
-    процесс воспитания направлен на интериоризацию нравственных ценностей;
-   ВЫБОРОЧНО
Л. В. Занкова в психолого-педагогической литературе и на данной основе установить необходимый объём сведений для ее реализации на уроках математики в начальной школе;
-    определить и конкретизировать содержание основополагающих теоретических понятий и терминов, необходимых для достижения поставленной цели;
-    на основе анализа научной психолого-педагогической литературы выявить факторы, влияющие на процесс обучения и воспитания младшего школьника на уроках математики;
-    ВЫБОРОЧНО
С. Л. Рубинштейна и др.);  методологические принципы личностно-деятельностного подхода, сформулированные в работах Л. С. Выготского,
А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, онтология системно-структурного анализа (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин); фундаментальный общебиологический принцип доминанты
(А. А. Ухтомский); концепции учебной деятельности (В. В. Давыдова,
А. К. Марковой, Д. Б. Эльконина и др.); теоретические разработки вопросов эмоций, выработанные в исследованиях К. А. Абульхановой – Славской,
Л. И. Вилюнаса, и др.).
Методы исследования. В работе
 ВЫБОРОЧНО
 продуктов деятельности школьников, целенаправленное наблюдение, анализ учебных планов, содержание учебных программ, учебников, методических пособий, анкетирование, метод эксперимента, статистические методы определения достоверности результатов исследования.
В исследовании были заняты 30 учащихся и 5 учителей начальных классов школы № 57 города Рязани, что дало нам возможность получить эмпирический материал для теоретического осмысления и качественной оценки

Заключение

Система Л.В. Занкова не просто жива и выдерживает конкуренцию, на ее основе разработано большинство так называемых новых комплектов.
По результатам общего развития каждого ребенка, проведенного в исследовании и построение личностно ориентированной развивающей модели школы можно заключить, что современная цель модернизации российской школы буквально совпадает с целью дидактической системы
Л. В. Занкова, которую он сформулировал еще в 1957 году.
Цель проводимого исследования состояла в том, ВЫБОРОЧНО
Хотя эти показатели и не дают исчерпывающего представления о характеристиках учебной деятельности учеников, тем не менее, они позволяют утверждать, что в классах РО она сложилась на более высоком уровне, чем во всех остальных классах.
Можно утверждать, что по данным обследования большинству учителей, работавших по программам развивающего обучения Л. В. Занкова, удалось реализовать ту часть проекта системы развивающего обучения, которая предусматривает формирование к концу младшего школьного возраста механизмов учебной деятельности.
Полученные данные позволяют утверждать, что более чем в 80% обследованных классов РО характеристики процессов формирования учебной деятельности, интеллектуального развития, развития ученических коллективов и личности качественно отличаются от характеристик этих процессов в условиях традиционного обучения и в основном совпадают с характеристиками, предусмотренными проектом системы развивающего обучения. Принимая во внимание, что выборка классов, в которых проводилось обследование, по составу учащихся, квалификации учителей, особенностям социокультурных условий типична для городских школ (а именно они составляют в настоящее время основную часть школ, использующих программы развивающего обучения), можно с высокой степенью уверенности предполагать, что полученные данные характеризуют положение с реализацией системы развивающего обучения в школах России в целом. Это дает основание утверждать, что школьная практика подтверждает жизнеспособность системы развивающего обучения
Л. В. Занкова и возможность ее полноценной реализации на уроках математики в условиях современной общеобразовательной школы.
Таким образом,
ВЫБОРОЧНО
, как и проблема успешного осуществления самого обучения, вновь обращается к проблеме личности учителя. Педагог-энтузиаст с должным уровнем подготовки способен сотворить для своих маленьких учеников настоящее большое чудо. Если он осуществляет постоянный поиск эффективных форм обучения и воспитания учащихся, развития познавательных интересов младших школьников, это уже на 50 % успех задуманного. Это стремление выражается в логике уроков, подборе дидактических материалов, в использовании наглядности, технических средств обучения. Изучение опыта других учителей, программ, направленных на общее развитие учащихся, для педагога – обязательный, необходимый компонент педагогического труда. Разносторонняя педагогическая деятельность дает хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие творческого мышления, речи учащихся, гибкости и самостоятельности их мыслительной деятельности, решение проблемных ситуаций и доказательство собственного мнения – основа формирования инициативности учащихся.
Изучение факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребёнка, позволило выяснить, что в большей степени (на 80%) это зависит от родителей и школы. Далее идут: влияние атмосферы микрорайона, влияние сверстников. И, что интересно, самая мизерная доля приходится на учреждения культуры: театры, музеи, научные и общественные центры и так далее. Значит, очень многое находится в руках педагога. И ему сполна даны силы, чтобы это многое обратить во благо и превратить школьную обыденность в яркую реальность, способную учить и воспитывать.
Таким образом, поставленные задачи исследования выполнены, положения доказаны, цель исследования достигнута.

Список литературы

1.    Александрова Э. И. «Методика обучения математике в начальной школе». М.: Вита-Пресс, 1999.
2.    Александрова Э. И. Математика. М.: «Дом педагогики», 2000.
3.    Александрова Э. И. Развивающие прописи. М.: «Дом педагогики», 2000.
4.    Александрова Э. И. Учебные тетради по математике. М.: «Дом педагогики», 2000.
5.    Аргинская И. И. Учебник математики для 2 класса/ Под ред.
Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1966; То же для 3 кл., 1967.
6.    Беркман Т. Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (3-4 кл.) / Ин-т худож. воспитания АПН РСФСР / Под общ. ред. Л. В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
7.    Беркман Т. Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 кл.) / Ин-т худож. воспитания АПН РСФСР / Под общ. ред. Л. В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
8.    Бондаревская Е. В. Личностно-профессиональное саморазвитие студентов как цель воспитания человека культуры // Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. Секция 5: Воспитание в современном вузе. - Ростов н/Д.:РГПУ, 2004.
9.    Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д: «Учитель», 1999. - 560 с.
10.    Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения по системе
Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. М: ЦПФО «Развитие личности»,1998.
11.    Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.
В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
12.    Давывыдов В. В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. «Обучение математике». М.: Мирос, 1999.
13.    Давывыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Математика. М.: «Дом педагогики», 2000.
14.    Давыдов В. В. Виды обучения. М.: Интор, 1996.
15.    Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1997.
16.    Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1999.
17.    Давыдов В.В. Учебная деятельность и развивающее обучение //Давыдов В.В. Последние выступления. ПЦ «Эксперимент»,1998.
18.    Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996.
19.    Журнал «Практика образования» издается ФНМЦ им. Л.В. Занкова и Объединением занковцев с 2004 г.
20.    Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.
21.    Занков Л. В. Избранные педагогические труды М.: Педагогика, 1990.
22.    Занков Л. В. О начальном обучении. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
23.    Занков Л. В. О предмете и методах дидактических исследований. / АПН РСФСР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
24.    Занков Л. В. Память и мышление в учебной деятельности школьника/Сов. педагогика. – 1969, № 10, с. 95-106.
25.    Занков Л. В. Содружество учёного и учителя. М.:Просвещение. – 1991.
26.    Занков Л. В., Зверева М.В., Кирюшкин Д.М. и др. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М.: Учпедгиз, 1960.
27.    Занков Л. В., Кузнецова Н.В. Об изучении школьников учителем / Нач. шк. 1958, № 9. С. 8-16
28.    Занков Л. В., Петрова В. Г. Исследование различения сходного материала у школьников/Доклады на совещании по вопросам психологии 3-8 июля 1953 г. – М., 1954. С. 35-43
29.    Занков Л. В. – педагог, психолог. Составитель Н. В. Нечаева, ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 1996.
30.    Занков Л. В. Беседы с учителями: Вопр. обучения в начальных кл.-  М.: Просвещение, 1970.
31.    Занков Л. В. Память/АПН РСФСР.- М.:Учпедгиз, 1949
32.    Занков Л. В. Учебник математики для первого класса  – М.: Просвещение, 1965.
33.    Занков Л. В.. Избранные педагогические труды. М., 1990, 1996, 1999.
34.    Захаров А. М., Фещенко Т.И. Математика. М.: «Дом педагогики» 2000.
35.    Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Занкова Л. В.). М.: 2001.
36.    Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л. В. Занкова). М., 2003.
37.    Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В.Зверевой. – М.: Педагогика, 1973.
38.    Корчуганова, Е. Г. Организация учебной деятельности и формирование мотивации учения младших школьников / Е.Г. Корчуганова // Развитие познавательных интересов учащихся в условиях сельской малокомплектной школы: Материалы региональной научно-практической конференции. – Бийск: БФ АКИПКРО, 1998. – 88 с. – С. 14.
39.    Корчуганова, Е. Г. Формирование учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения / Е.Г. Корчуганова // Современные тенденции формирования познавательной активности и самостоятельности школьников: Материалы региональной научно-практической конференции. – Бийск: БФ  АКИПКРО, 1997. – 34 с. – С. 19.
40.    Корчуганова, Е. Г. Формирование целостной структуры учебной деятельности как педагогическое условие эмоционально-волевого развития младшего школьника / Е. Г, Корчуганова // Развитие личности в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Статьи научно-практической конференции УНПК. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2003. – 252 с. – С. 85-91.
41.    Корчуганова, Е. Г. Формирование целостной структуры учебной деятельности как педагогическое условие эмоционально-волевого развития младшего школьника / Е. Г. Корчуганова // Развитие личности в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы: Статьи научно-практической конференции УНПК. – Бийск: НИЦ БПГУ, 2003. – 252 с. – С. 85-91.
42.    Леонид Владимирович Занков (1901-1977). Биобиблиографический указатель/АПН СССР, ГНП библиотека им. К.Д. Ушинского. – М., 1990.
43.    Микулина Г. Г. Учимся понимать математику. М.: «Дом педагогики» 2000.
44.    Начальное обучение. 1, 2 кл. / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1964.
45.    Начальное обучение. Некоторые вопросы воспитания младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
46.    Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.
47.    Новая система начального обучения. 1 кл. / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965.
48.    Новое время – новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения
Л. В. Занкова. – Москва, Самара: Корпорация «Федоров», 2001.
49.    Обучение и развитие (Экспериментально-педагогическое исследование) / Под ред. Л. В. Занкова. М.: Педагогика, 1975.
50.    Полякова А. В. Обучаем по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение. – 1994.
51.    Полякова А. В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. М., Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. 1997.
52.    Полякова А. В. Русский язык: Грамматика. Правописание: Учеб. для первого класса / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965.
53.    Полякова А. В. Усвоение знаний и развитие младших школьников/ Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Педагогика, 1978.
54.    Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. М. В. Зверевой. М., 1983.
55.    Развитие учащихся в процессе обучения (1-2) / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
56.    Репкина Г. В., Залка Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг. – 2003.
57.    Романовская З. И. Чтение и развитие младших школьников. - М.: Педагогика, 1982.
58.    Романовская З. И., Романовский А. П. Живое слово: Кн. для чтения в 1 кл. / Под общ. ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965.
59.    Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред.
В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993, 1998.
60.    Сборник контрольных и проверочных работ. Система Л. В. Занкова
(1-4). М., 2002.
61.    Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2006.
62.    Содружество ученого и учителя: Л. В. Занков. Беседы с учителями; Работаем по системе Л. В. Занкова / Сост. М.В. Зверева, Н.К. Индик. М.: Просвещение. 1991.
63.    Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. Дидактическое исследование / Под ред. действительного члена АПН РСФСР Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
64.    Усвоение знаний и развитие младших школьников/АПН РСФСР / Под ред. Л. В. Занкова. – М.: Просвещение, 1965.
65.    Учебные задания к теме «Методическая система начального обучения» (1 кл. 1-ое и 2-ое полугодия, 2 кл. 1-ое и 2-ое полугодия, 3 кл. 1-ое и 2-ое полугодия) / НИИ общ. педагогики АПН СССР/Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1978.
66.    Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
67.    Чуприкова Н. А. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.
68.    Чуприкова Н. И. Психологический смысл системы Л. В. Занкова и ее значение для психолого-педагогической теории обучения и развития. М., Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. 2001.
69.    Чутко Н. Я. Развитие памяти школьников: На материале изучения истории. – М.: Педагогика, 1982.
70.    Чутко Н. Я. Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории – к практике обучения. – Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.
71.    Чутко Н. Я. Учебные материалы по истории: Ш кл./ Под общ. ред. Л.В. Занкова. – М.: Просвещение, 1967.
72.    Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования. М.: Педагогический центр. Эксперимент. – 1993.
73.    Газета «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» регулярно публикует материалы по системе Л. В. Занкова. Дмитриева Н. Я. Материалы для опытной работы по естествознанию / Под ред. Л. В. Занкова. – М.,1966.
74.    Греков А.А., Бондаревская Е. В. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов // Современная педагогика. - 1982. -№8. -С. 3-87.
75.    Демина В. Л. Экспериментальное исследование рефлексии у младших школьников, №2, 1987..
76.    Занков Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития // Психологическая наука и образование, 1996, № 4.
77.    Занков Л. В. О внедрении физиологического учения И.П. Павлова в педагогику: К вопросу о направлении и характере пед. исслед./Сов.педагогика. – 1951. - №10. С.3-15.
78.    Занков Л. В. О предмете и задачах педагогической науки (К итогам дискуссии) / Сов. педагогика, № 9, 1955. С. 73-84
79.    Занков Л. В. Психология и педагогика: Докл. на пленар. заседании II съезда О-ва психологов 24 июня 1963 г. / Вопр. психологии, 1963, № 6, с. 3-11.
80.    Зверева М. В. О системе начального обучения, направленного на общее развитие учащихся, ж. «Психологическая наука и образование», 1996, № 4.
81.    Информационно-методический журнал “Феникс”. – 1997 - №6, - 1995 - №3 – (межрегиональный вестник развития личности).

ЦЕНА РАБОТЫ: 3900 рублей
Страниц - 73; Год - 2011 год; Количество приложений - 7;
Примечания: В работе проведен экспериментальный анализ возможности реализации концепции Занкова на уроках математики в начальной школе

 

ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ НА ПОКУПКУ ГОТОВОЙ РАБОТЫ

Ваше имя

Email для связи и получения работы

Ваш телефон

Дополнительная информация


Работу можно получить в течение 24 часов с момента поступления денег на счет

Не подходит данная работа?

ЗАКАЗ НАПИСАНИЯ индивидуальной работы
по Вашим требованиям профессионалами
заказать
 





 

Принимаем к оплате

Я принимаю Яндекс.Деньги www.megastock.ru Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 000000000000
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Средство электронных платежей
Оплата наличными в офисе